24 Января 2017
     С первого же дня 2017 года начал действовать Федеральный закон от 13 июля 2015 года No218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В чем заключаются главные особенности этого правового акта и какие перемены он за собой повлек?Согласно ч. 4 ст. 72 Закона N 218-ФЗ «Законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону».
Логично, что в законотворческой сфере закон получил название «единого».
     ЕГРН имеет электронную форму и обобщает данные:
- кадастр недвижимости;
- реестр прав на недвижимость;
- реестр границ;
- реестровые дела;
- кадастровые карты;
- книги учета документов.
Во многом благодаря этому регистрационный процесс и кадастровый учет могут проходить без прямого участия собственника. Сведения будут обновляться за счет взаимодействия различных ведомств. Принимая те или иные решения, органы власти и местного самоуправления теперь направляют в ЕГРН документы самостоятельно.
Еще один приятный бонус – появилась возможность курьерской доставки документов.
- Процессы оптимизированы за счет общей учетно-регистрационной процедуры.
- Значительно сократились сроки исполнения государственных услуг.
- Отменена привязка к месторасположению недвижимости.
- Снижен риск мошенничества, а защита прав собственности – улучшена.
- Устранены бюрократические процедуры и облегчен документооборот.
- Исключено дублирование информации и возникновение ошибок.
- Распределена ответственность при проведении кадастрового учета и госрегистрации прав.
     Теперь Росреестр проводит как государственную регистрацию прав на недвижимость, так и ее постановку на кадастровый учет. Собственнику достаточно обратиться в любое подразделение Росреестра или многофункциональный центр вне зависимости от местоположения недвижимости – она может находиться даже в другом субъекте РФ.
При этом достаточно всего одного документа – заявления от имени собственника. Больше нет необходимости готовить и собирать многочисленные справки. Росреестр запросит всё необходимое самостоятельно.
Услуги от Росреестра могут быть оказаны в двух формах:
- Отдельная госрегистрация или отдельная постановка на кадастровый учет – при изменении характеристик недвижимости, переходе прав, прекращении ее существования или создании нового объекта с разрешением от госорганов.
- Одновременное оказание обеих услуг – при создании, образовании и прекращении существования недвижимости либо регистрации обременений и ограничений прав.
Помимо этого, появилась возможность «заморозки» процедуры госрегистрации на полгода.
- описывать характеристики недвижимости и зарегистрированные на нее права;
- подтверждать переход прав на недвижимость;
- уведомлять о правах лица на недвижимость;
- сообщать о дате получения заявления на постановку на кадастровый учет и регистрацию прав.
     Важно!
                     Сведения, полученные из ЕГРН, актуальны в момент их получения из реестра, так как они могут измениться уже в день выдачи. Таким образом, для оформления сделки необходимо запросить выписку о правах и обременениях, сопоставив периоды ее получения из ЕГРН с датой подписания договора.
В соответствии с ч. 5 ст. 7, ч. 1 ст. 62 Закона № 218-ФЗ «Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц …, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет»…».
Бумажные документы подписываются уполномоченным лицом, а электронные справки заверяются усиленной электронной подписью регистрационного органа.
     Запрос электронных выписок доступен на следующих интернет-ресурсах:
- портал «Госуслуги»;
- сайт Росреестра;
- единая система межведомственного электронного взаимодействия и сопряженные с ней региональные системы;
- федеральная система ведения ЕГРН.
Таким образом, необходимости в кадастровых паспортах и справках из ЕГРП больше нет. Им на смену пришла общая выписка, в которой содержится информация о недвижимости и зарегистрированных на нее правах.
- кадастровый план;
- справки о лицах, запросивших информацию об объекте;
- уведомления об отсутствии сведений о лицах, получивших информацию об объекте;
- уведомления об отсутствии в реестре запрашиваемых сведений;
- решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений.
• в бумажном виде – 750 (вместо 200) руб. для ФЛ и 2200 руб. (вместо 600) для ЮЛ;
• в электронной форме – 300 руб. (вместо 150) для ФЛ и 600 руб. (вместо 300) для ЮЛ.
Что касается выписки о договорах участия в долевом строительстве, то для ее получения придется заплатить 1500 рублей за бумажную версию и 700 – за электронную.
Однако, похоже на то, что выросшие тарифы – это единственный недостаток новшеств.

Сделки с недвижимостью. ЕГРН.